В
случае с «шестеркой» одно
дополнительное обстоятельство — она
выпущена не в Тольятти, а в Ижевске. А
все мы, увы, помним качество сварки
кузова ижевской Оды, которая на
аналогичном краш-тесте просто
«рассыпалась»...
Надо сказать, что при первом осмотре
купленная темно-синяя «шестерка»
производства ОАО Ижмаш-Авто нам
понравилась. Современный руль, который
отвечает действующим требованиям к
пассивной безопасности, и удачные
сиденья с высокими подголовниками —
неплохое дополнение к архаичной машине.
Страшно подумать, сколько искалеченных
жизней на совести создателей прежнего
«жесткого» руля, который в советские
времена ставился и на ВАЗ-2103, и на
«шестерку», и на Ниву...
Но поможет ли новая баранка «выжить»
манекену Hybrid III?
Разгон, короткий удар... Дело сделано —
одной «шестеркой» на земле стало меньше.
Хотя квалифицированный жестянщик, скорее
всего, взялся бы за восстановление
такого кузова. По сравнению с «семеркой»
ВАЗ-2106 пострадал от смещенного удара в
деформируемый барьер на скорости 64 км/ч
заметно меньше! Если «семерочный» кузов
после столкновения с барьером полностью
потерял структурную целостность, то
вазовско-ижевская «классика» оказалась
«на грани». Передняя левая стойка ушла
назад на 100 мм — это как раз та
пороговая величина, за которой, по
мнению экспертов EuroNCAP, начинается
«криминал». А в «семерке» смещение
стойки было намного больше — 285 мм.
Дверь, в отличие от «семерочной», лишь
выгнута наружу, но не сломана. Умеренная
складка на крыше. Факт: кузов ижевской
«шестерки» оказался жестче и прочнее,
чем у вазовской «семерки»!
В салоне, правда, картина иная. Баранка
вновь, как это было у большинства
испытанных нами отечественных машин,
смята грудью и головой манекена — и
задрана высоко к потолку. Центр рулевого
вала смещен на 125 мм назад, на 40 мм
вправо — и аж на 190 мм вверх. Это даже
больше, чем было на «семерке»
(100/75/175 мм соответственно)! Металл
пола в районе соединения с порогом
разорван. Есть разрывы и в месте, где к
передней стойке крепится поперечина,
которая проходит под панелью в салоне. А
пол под водителем просто «провалился».
Соответственно, водительское сиденье
ушло вниз и наклонилось вперед. Да так
сильно, что манекен просто припечатало
спинкой кресла к рулю!
Со столь сильной деформацией пола на
автомобилях классической компоновки мы
сталкиваемся далеко не впервые. Причина
в том, что при смещенном ударе силовой
агрегат уходит в сторону и немного
вверх, действуя при этом подобно рычагу
и выгибая пол вниз за точки крепления
опоры коробки передач. Здесь бы
предусмотреть какую-нибудь защиту —
например, «самосрезающиеся» при
определенном виде воздействия болты
опоры. Но ни на вазовской «классике», ни
на Волге, ни на ижевской Оде этого нет.
Что с манекенами — они «выжили»?
Начнем с водителя. Травмобезопасный руль
как мог смягчил удар головой —
интегральный коэффициент вероятности
травмы головы HIC вдвое ниже опасной
величины в 1000 единиц. Помогло и то,
что основной контакт лица с баранкой
пришелся не на ступицу, а на левые спицы
— ведь рулевой вал немного увело в
сторону пассажира. Но посмотрите на пик
перегрузок — замедление в 88g
действовало на «мозг» дольше допустимых
медиками трех миллисекунд. А это уже
считается опасным: голова на схеме —
красная.
Может показаться странным — почему мы
сочли защиту головы слабой, если
коэффициент HIC составил всего 530
единиц? Дело в том, что HIC на самом
деле — параметр вспомогательный. По
сути, это интеграл пика перегрузок,
который показывает «дозу поглощенного
замедления». Тот есть HIC «работает», к
примеру, в том случае, если перегрузки
были относительно небольшими, но
действовали на мозг длительное время и
успели привести к необратимым
последствиям. Но представьте, что вас
стукнули по голове молотком. Удар очень
короткий, но сильный. Вряд ли вас
утешит, что HIC при этом был
небольшим...
Красным цветом придется раскрасить не
только голову «водителя», но и шею.
Руль, уходя вверх, вытягивал за собой и
голову: растягивающая нагрузка на
«позвоночный столб» манекена превысила
допустимый уровень.
Так что, за рулем «шестерки» — труп? Еще
раз напомним: на основе показаний
датчиков манекена Hybrid III мы, как
правило, не можем дать однозначного
ответа на вопрос, что произойдет с живым
человеком, окажись он в точно такой же
ситуации. Нам приходится оперировать
лишь вероятностными категориями. Так что
«красные» голова и шея манекена-водителя
означают лишь то, что вероятность травмы
здесь существенная.
Идем дальше. Нагрузка на грудь от ремня
немалая, плюс к этому «водитель» c силой
налег на руль. А за это справедливо
полагается снижение оценки — травмы
ребер при таком контакте более чем
вероятны! С ногами тоже беда —
достаточно посмотреть, как зажало
бедолагу Гибрида между креслом и
панелью... Датчики в голенях
зафиксировали повышенные изгибающие
нагрузки, вдобавок ноги могут пострадать
от торчащих педалей. Особенно
«отличилась» педаль сцепления — ее
площадка ушла не только на 315 мм назад,
но и на 130 мм вверх.
И лишь колени можно считать в
относительной безопасности. Несмотря на
то, что передняя панель здорово вмята в
местах контакта с коленными чашечками,
нагрузки на «бедренные кости» невелики.
Тут сыграла свою роль мягкая накладка
панели — и то, что металл под ней очень
податливый. Но что будет, если удар
левым коленом придется чуть левее и ниже
— в блок предохранителей? А если правое
колено ударится о металл кронштейна
рулевой колонки?
«Пассажиру» тоже не повезло. Во-первых,
он достал головой до панели. И несмотря
на то, что она в «шестерке» довольно
мягкая, травмобезопасная и лишена
высокого козырька, о который здорово
приложился «пассажир» в «семерке», удар
оказался сильнее, чем у «водителя».
Коэффициент HIC равен 941 — очень близко
к пороговой тысяче. Но хуже то, что пик
замедления превысил отметку в 140g.
Поэтому, как и в случае с «водителем»,
голова пассажира при фронтальном
столкновении — в опасности. А нагрузка
от ремня на грудь и вовсе «зашкалила» —
тарированные «ребра» вдавило на 59 мм
при максимально допустимых 50 мм.
Пассажиру «светит» не только сотрясение
мозга, но и перелом ребер...
Самое интересное, что при подсчете
баллов по методике EuroNCAP даже при
максимально строгой пенализации ВАЗ-2106
все же набирает два балла — их в
«копилку» принесли невысокие нагрузки на
бедра обоих манекенов. И у «семерки», и
у ижевской Оды, к примеру, нагрузка на
правую «бедренную кость»
манекена-водителя была вдвое выше, чем в
«шестерке», — около 7000 ньютонов (что
эквивалентно грузу в 700 кг).
Какие выводы можно сделать из нашего
последнего эксперимента?
Во-первых, качество сборки кузова этой
«шестерки», выпущенной на конвейере
завода Ижмаш-Авто, неплохое — металл
начал рваться лишь в нескольких наиболее
нагруженных местах. С ижевской Одой,
которая при точно таком же ударе
рассыпалась по сварным швам, — никакого
сравнения.
Во-вторых, при фронтальном столкновении
ВАЗ-2106 может оказаться жестче, чем
ВАЗ-2107. Утверждать это мы можем с
известной долей осторожности — всем
известно, насколько сильно могут
отличаться друг от друга отечественные
автомобили одной модели, выпущенные в
разные дни. Кузовные детали штампуют из
разного металла, сварку могут вести в
более или менее изношенных
кондукторах...
Но если результат этого краш-теста — не
случайность, а закономерность, то
ВАЗ-2106 с точки зрения пассивной
безопасности лучше, чем ВАЗ-2107! И это
при том, что «шестерка» появилась
гораздо раньше «семерки» — ведь она
представляет собой слегка видоизмененную
«трешку», ВАЗ-2103 образца 1972 года.
Но это, увы, отнюдь не повод для
радости. Правильнее будет сказать иначе
— ВАЗ-2106 лишь немного менее опасен при
аварии, чем ВАЗ-2107. Потому что два
балла или ноль из 16 возможных — разницы
практически никакой. Как говорят ученые,
разница лежит в пределах погрешности
измерений. В данном случае — в пределах
погрешности методики оценки EuroNCAP. И
при столкновении любой вазовской
«классики» с более современным
автомобилем, будь то ВАЗ-2110 с его
четырьмя баллами по шкале EuroNCAP или
наш рекордсмен по безопасности Renault
Symbol, людям в салоне заднеприводного
ВАЗа придется заведомо хуже.
Но «классику» выпускают и покупают. Что
можно сделать для будущих владельцев
этих машин? Очевидно, что на
пассажирском месте нужен ремень с
ограничителем усилия, который снизит
нагрузку на грудь и предохранит от травм
ребер. О подушках безопасности мы не
говорим. Какие подушки могут быть в
автомобиле, который стоит дешевле $4000?
Некоторые
результаты испытаний автомобиля
ВАЗ-2106 и оценочные параметры
по методике EuroNCAP (в скобках
— данные испытаний автомобиля
ВАЗ-2107) |
Параметр |
Манекен водителя |
Манекен пассажира |
Граница «зеленой
зоны» |
Граница «красной
зоны |
Пенализация |
Макс. перегрузка
головы*, g |
93 (86) |
142 (140) |
72 |
88 |
|
HIC |
530 (970) |
941 (1100) |
650 |
1000 |
|
Изгибающий момент
шеи, Нм |
26 (29) |
14 (75) |
42 |
57 |
превышение по
усилию растяжения (4,2 кН при
пороге 3,3 кН) |
Сжатие грудной
клетки, мм |
39 (27) |
59 (63) |
22 |
50 |
потеря
целостности кузова (–1), контакт
с рулем (–1) |
Наибольшая
нагрузка на бедренную кость, кН |
3,6 п (6,7 п) |
2,5 л |
3,8 |
9,07 |
зона концентрации
нагрузок (–1), иные места
контакта (–1) |
Наихудший
критерий травмы голени TI |
1,0 л (0,65 л) |
— |
0,4 |
1,3 |
|
Деформация левой
стороны кузова по горизонтали, м |
стойка лобового
стекла |
100 (285) |
100 |
200 |
|
|
торец рулевой
колонки |
125 (100) |
— |
110 |
|
|
педали
сцепления/тормоза |
315/250 (270/255) |
100 |
200 |
|
|
* Длительностью 3
мс. п — правая, л — левая |
|