19 – электромагнитный клапан с топливным жиклером холостого хода;
20 – игольчатый клапан подачи топлива;
21 – топливный фильтр;
22 – штуцер подвода топлива;
23 – поплавок;
24 – винт заводской подстройки системы холостого хода;
25 – главный топливный жиклер первой камеры;
26 – регулировочный винт качества рабочей смеси;
27 – регулировочный винт состава рабочей смеси;
28 – дроссельная заслонка первой камеры;
29 – корпус поплавковой камеры;
30 – дроссельная заслонка второй камеры;
31 – корпус дроссельных заслонок;
32 – эмульсионная трубка;
33 – главный топливный жиклер второй камеры;
34 – перепускной клапан ускорительного насоса;
35 – впускной клапан ускорительного насоса;
36 – рычаг привода ускорительного насоса.
Описание конструкции
На автомобиле ВАЗ-2106 в настоящее время устанавливается карбюратор
«Озон» модели ДААЗ 2107-1107010-20. На автомобиле ВАЗ-21065 применяется
карбюратор ДААЗ 21053-1107010 (модель на базе семейства карбюраторов «Солекс»).
Карбюратор «Озон» – эмульсионного типа, двухкамерный, с падающим
потоком. Он имеет одну сбалансированную поплавковую камеру, две главные
дозирующие системы, обогатительное устройство (эконостат) во второй
камере, автономную систему холостого хода, переходные системы первой и
второй камер, диафрагменный ускорительный насос с распылителем в первой
камере, электромагнитный запорный клапан системы холостого хода,
золотниковое устройство отвода картерных газов в задроссельное
пространство, пневматический привод дроссельной заслонки второй камеры.
Управление воздушной заслонкой первой камеры – ручное, с тросовым
приводом. После пуска двигателя заслонка автоматически приоткрывается
пусковым устройством диафрагменного типа под действием разрежения во
впускном трубопроводе. Карбюратор снабжен штуцером отбора разрежения для
управления регулятором опережения зажигания.
Топливо подается в карбюратор через сетчатый фильтр и игольчатый клапан.
Клапан механически связан с поплавком и поддерживает определенный
уровень топлива в поплавковой камере.
Из поплавковой камеры топливо поступает через главные топливные жиклеры
(первой и второй камер) в эмульсионные колодцы и эмульсионные трубки,
где смешивается с воздухом, поступающим через главные воздушные жиклеры.
Топливовоздушная эмульсия поступает через распылители в малые и большие
диффузоры карбюратора.
Топливный канал системы холостого хода перекрывается электромагнитным
запорным клапаном после выключения зажигания. Нормальное состояние
клапана под напряжением – открытое.
Система холостого хода отбирает топливо из эмульсионного колодца первой
камеры. Топливо проходит через жиклер холостого хода, конструктивно
объединенный с электромагнитным запорным клапаном, и смешивается с
воздухом, поступающим через воздушный жиклер холостого хода и отверстия
переходной системы первой камеры. Образовавшаяся эмульсия по двум
каналам (один имеет калиброванное отверстие – жиклер, а другой –
регулировочный винт, иначе называемый винтом качества) подается к
отверстию, перекрываемому иглой винта количества, где дополнительно
смешивается с воздухом и далее через эмульсионное отверстие попадает во
впускной трубопровод. Состав смеси регулируется винтом качества.
При частичном открытии дроссельных заслонок (до включения в работу
главной дозирующей системы) топливовоздушная смесь поступает в камеры
через переходные отверстия – по два в каждой камере.
Эконостат обеспечивает поступление топлива непосредственно из
поплавковой камеры в распылитель эконостата, который расположен в
диффузоре второй камеры. Эконостат включается в работу на режимах
максимальной мощности, дополнительно обогащая рабочую смесь.
Ускорительный насос – диафрагменного типа, с механическим приводом от
оси дроссельной заслонки первой камеры. При резком открытии заслонки
порция топлива впрыскивается через распылитель в первую камеру
карбюратора, обогащая смесь. Насос снабжен шариковыми клапанами. Один
клапан – обратный – расположен в канале, связывающем поплавковую камеру
с полостью ускорительного насоса. Он открывается при заполнении полости
насоса топливом и закрывается при нагнетании топлива диафрагмой. Другой
клапан расположен в распылителе. Он открывается под давлением
нагнетаемого топлива и закрывается под действием веса шарика, как только
подача топлива прекращается. Избыток топлива при нагнетании перетекает
через перепускной жиклер обратно в поплавковую камеру.
Производительность насоса зависит от профиля кулачка, диаметра отверстия
перепускного жиклера, профиля и длины регулировочной иглы в канале
перепускного жиклера. Регулировке в процессе эксплуатации ускорительный
насос не подлежит.
Пусковое устройство состоит из воздушной заслонки, рычага управления
воздушной заслонкой, телескопической тяги, тяги привода дроссельной
заслонки, диафрагменного механизма и привода управления дроссельной
заслонкой. При вытягивании рукоятки привода («подсоса») с места водителя
воздушная заслонка закрывается, а дроссельная заслонка первой камеры
приоткрывается на 0,7–0,8 мм (пусковой зазор). При первых вспышках в
цилиндрах разрежение за дроссельной заслонкой передается за диафрагму,
которая через шток и тягу приоткрывает воздушную заслонку. Максимальная
величина открытия заслонки регулируется упорным винтом диафрагмы,
расположенным под винтом-заглушкой.
ВНИМАНИЕ! Все работы по ремонту и регулировке карбюратора, связанные с
частичной его разборкой, а потому требующие чистоты и аккуратности,
рекомендуем проводить на снятом карбюраторе. Перед разборкой карбюратора
небольшой жесткой кистью с невыпадающим волосом, смоченной бензином или
керосином, удаляем грязь с его наружной поверхности. Удобно пользоваться
для этой цели аэрозольным баллончиком «для промывки карбюратора» со
специальным составом. Используемая ветошь должна быть чистой и не
оставлять волокон и нитей.