Система охлаждения двигателя
1 – шланг подвода
охлаждающей жидкости в радиатор отопителя;
2 – шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя;
3 – кран отопителя;
4 – радиатор отопителя;
5 – трубка отвода жидкости;
6 – шланг отвода охлаждающей жидкости от впускной трубы;
7 – расширительный бачок;
8 – подводящий шланг радиатора;
9 – пробка радиатора;
10 – верхний бачок радиатора;
11 – трубка радиатора;
12 – электровентилятор;
13 – нижний бачок радиатора;
14 – отводящий шланг радиатора;
15 – насос охлаждающей жидкости;
16 – шланг подачи охлаждающей жидкости в насос;
17 – термостат;
18 – перепускной шланг термостата.
Система охлаждения двигателя – жидкостная, закрытого типа
с принудительной циркуляцией. На холодном двигателе жидкость циркулирует
по «малому кругу». В него входят рубашки охлаждения блока и головки
цилиндров двигателя, насос охлаждающей жидкости, термостат, а также
радиатор отопителя, когда его кран открыт. При достижении температуры
жидкости 80–85° приходят в действие два клапана термостата, перекрывая
малый круг и открывая жидкости путь через радиатор двигателя, который
интенсивно обдувается встречным потоком воздуха при движении, а также
при помощи электровентилятора.
Радиатор состоит из двух горизонтальных бачков, соединенных между собой
трубками. Для лучшего теплоотвода на них напрессованы пластины. Жидкость
подается в радиатор через верхний патрубок, а отводится через нижний.
Проходя через радиатор, жидкость охлаждается, после чего снова поступает
в двигатель. Изменение объема охлаждающей жидкости при ее нагреве или
охлаждении компенсирует расширительный бачок. Для визуального контроля
уровня охлаждающей жидкости бачок изготовлен из полупрозрачного
полиэтилена.
Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами
пробки заливной горловины радиатора. На горячем двигателе выпускной
клапан поддерживает повышенное давление в системе. За счет этого
повышается температура кипения жидкости. При ее остывании открывается
впускной клапан, пропуская часть жидкости из расширительного бачка в
радиатор и тем самым компенсируя уменьшение объема жидкости.
В пробке расширительного бачка имеется отверстие, поэтому в его
внутренней полости давление всегда атмосферное.
Насос охлаждающей жидкости центробежного типа. Корпус насоса –
алюминиевый, разборный, состоит из двух частей. Валик насоса вращается в
двухрядном подшипнике закрытого типа, не требующем обслуживания. На
передний конец вала напрессован фланец шкива привода насоса – клиновым
ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.
В последнее время автомобили комплектуются радиаторами с пластмассовыми
бачками и алюминиевой сердцевиной.
Не рекомендуется заливать в систему охлаждения двигателя воду. Это
приводит к образованию накипи на стенках системы, коррозии деталей,
ухудшению теплообмена и сокращению ресурса уплотнения насоса.