Карданная передача
1 – эластичная муфта;
2 – фланец вторичного вала коробки передач;
3 – грязеотражатель;
4 – вторичный вал коробки передач;
5 – гайка;
6 – уплотнитель центрирующего кольца;
7 – центрирующее кольцо;
8 – вкладыши эластичной муфты;
9 – болт;
10 – пробка;
11 – фланец переднего карданного вала;
12 – манжета;
13 – шлицевой конец переднего карданного вала;
14 – передний карданный вал;
15 – промежуточная опора;
16 – задний карданный вал;
17 – фланцевая вилка;
18 – стопорное кольцо;
19 – подшипник карданного шарнира;
20 – манжета;
21 – крестовина;
22 – вилка;
23 – упругая подушка;
24 – подшипник промежуточной опоры.
Описание конструкции
Карданная передача состоит из переднего и заднего карданных валов,
промежуточной упругой опоры, эластичной муфты, подвижного шлицевого
соединения и двух карданных шарниров. Наличие двух карданных шарниров и
шлицевого соединения дает возможность передавать крутящий момент от
коробки передач к главной передаче под углом, постоянно изменяющимся при
работе подвески.
Карданные валы изготовлены из стальной тонкостенной трубы. Передний вал
имеет на обоих концах шлицевые наконечники, а задний – вилки карданных
шарниров.
Эластичная муфта предназначена для поглощения вибраций и рывков в
карданной передаче. Через два фланца она соединяет коробку передач и
передний карданный вал. Их соосность обеспечивается центрирующим кольцом
на валу коробки передач и центрирующей втулкой во фланце карданного
вала.
Промежуточная опора состоит из шарикового радиального подшипника,
установленного в кронштейне внутри резиновой изолирующей подушки.
Кронштейн закреплен на кузове с помощью поперечины через
виброизолирующие втулки.
Карданный шарнир состоит из двух вилок, закрепленных на валах, которые
соединены между собой крестовиной. На полые шипы крестовины надеты
игольчатые подшипники с уплотнительными манжетами. Подшипники
зафиксированы в вилках стопорными кольцами.
В настоящее время (начиная с 1988 г.) карданные валы комплектуют
шарнирами повышенной долговечности. На них установлены крестовины с
шипами увеличенного диаметра, штампованные корпусы игольчатых
подшипников, уплотнения радиально-торцевого типа без металлической
обоймы и вилки увеличенной толщины. Современные и ранее выпускавшиеся
крестовины взаимозаменяемы, но устанавливать «новые» крестовины в вилки
«старых» карданных валов не рекомендуется, так как при этом уменьшается
общая жесткость шарниров.
Ниже рассмотрена технология замены только шарниров, устанавливаемых в
настоящее время.