На автомобили моделей
ВАЗ-2106 устанавливается трехвальная четырехступенчатая коробка передач.
Автомобили ВАЗ-21065-00 и ВАЗ-21065-01 оснащаются пятиступенчатыми
коробками, изготовленными на базе четырехступенчатых. Оба агрегата
взаимозаменяемы и большинство их деталей одинаковы.
Коробка передач состоит из картера и задней крышки, отлитых из
алюминиевого сплава и соединенных шпильками с гайками. Снизу картер
закрыт стальной штампованной крышкой, которая крепится десятью гайками
на шпильках. Внутри картера на подшипниках качения смонтированы
первичный, вторичный и промежуточный валы. Их косозубые шестерни (кроме
передачи заднего хода) имеют постоянное зацепление. Первичный вал
опирается своим передним концом на подшипник, установленный внутри
коленчатого вала двигателя, и имеет шлицы, на которых «сидит» ведомый
диск сцепления.
В расточке первичного вала размещен роликовый подшипник вторичного вала.
Промежуточный вал выполнен в виде блока шестерен и установлен на
двухрядном шариковом и цилиндрическом роликовом подшипниках. Включение
заднего хода осуществляется перемещением промежуточной шестерни по ее
оси в зацепление с прямозубыми шестернями промежуточного и вторичного
валов. Шестерни передачи заднего хода размещены внутри задней крышки
картера. Здесь же расположены шестерни V передачи (в пятиступенчатой
коробке) и винтовые шестерни привода спидометра.
Передачи переднего хода включаются посредством муфт с инерционными
синхронизаторами. Механизм переключения состоит из вилок со штоками.
Включенные передачи фиксируются подпружиненными шариками, входящими в
лунки штоков. Невозможность включения двух передач одновременно
обеспечивается блокировочными сухарями.
Коробка передач заправляется трансмиссионным маслом в количестве 1,35 л.
Для заливки и слива масла служат пробки с самоуплотняющейся конической
резьбой. Сливная пробка, ввернутая в нижнюю крышку, имеет внутри магнит
для улавливания металлических продуктов износа механизмов коробки. Концы
первичного и вторичного валов уплотнены резиновыми манжетами.