~
АВТОМОБИЛЬ, транспортная безрельсовая машина главным образом на
колесном ходу, приводимая в движение собственным двигателем
(внутреннего сгорания, электрическим или паровым). Первый А. с
паровым двигателем построен Ж. Кюньо (Франция) в 1769-70, с
двигателем внутреннего сгорания Г. Даймлером, К. Бенцем
(Германия) в 1885-86. Вращение от двигателя передается муфте
сцепления, коробке передач, дифференциалу и колесам (ведущему
мосту). Различают А. пассажирские (легковые и автобусы),
грузовые, специальные (пожарные, санитарные и др.) и гоночные.
Скорость легковых А. до 300 км/ч, гоночных до 1020 км/ч (1993),
грузоподъемность грузовых А. до 180 т.
~ АККУМУЛЯТОР, устройство для накопления энергии с целью ее
последующего использования. Электрический А. преобразует
электрическую энергию в химическую и по мере надобности
обеспечивает обратное преобразование; используют как автономный
источник электроэнергии (напр., на транспорте).
~ АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ, группа однотипных электрических
аккумуляторов, соединенных электрически и конструктивно для
получения необходимых значений тока и напряжения.
~ АКСЕЛЕРАТОР, регулятор количества горючей смеси, поступающей в
цилиндры двигателя внутреннего сгорания. Предназначен для
изменения частоты вращения вала двигателя (скорости движения
транспортной машины).
~ АМОРТИЗАТОР, устройство для смягчения ударов в машинах
(автомобиль, самолет и др.) и сооружениях, для защиты от
сотрясений и ударных нагрузок. В А. используют пружины,
торсионы, резиновые элементы, а также жидкости и газы.
~ АРЕОМЕТР, прибор для измерения плотности жидкостей и твердых
тел. Действие А. основано на законе Архимеда. В автомобильной
технике применяется для измерения плотности электролита в
аккумуляторе.
~ БАМПЕР, энергопоглощающее устройство автомобиля (на случай
легкого удара) в виде бруса, расположенного спереди (часто и
сзади); разновидность буфера.
~ БАШМАК, нижняя часть опорной колонны для равномерного
распределения давления на основание.
~ БУФЕР, приспособление для смягчения ударов на транспортных
средствах (локомотивах, вагонах и др.). Автомобильный Б.
называется бампером.
~ ВАЛ, деталь машины, передающая крутящий момент и
поддерживающая вращающиеся детали. Различают В. прямые (гладкие
и ступенчатые), коленчатые, В.-шестерни и т. д., а также гибкие
В. и торсионы (передают только крутящий момент).
~ ВКЛАДЫШ, сменная деталь (втулка и т. п.) подшипников
скольжения, непосредственно взаимодействующая с цапфой вала или
вращающейся оси. Изготовляется из антифрикционного материала.
~ ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР, служит для очистки от пыли (обработки)
воздуха, используемого в двигателях.
~ ВТУЛКА, деталь машины, механизма, прибора цилиндрической или
конической формы, имеющая осевое отверстие, в которое входит
другая деталь. В зависимости от назначения применяют В.
подшипниковые, закрепительные, переходные и др.
~ ГЕНЕРАТОР, устройство, аппарат, машина, производящие
какой-либо продукт (напр., ацетиленовый Г., парогенератор),
вырабатывающие электрическую энергию (напр., электромашинный,
магнитогидродинамический, термоэмиссионный Г.) либо создающие
электрические, электромагнитные, световые или звуковые сигналы
колебания, импульсы (напр., ламповый, магнетронный, квантовый,
ультразвуковой Г.).
~ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатый механизм трансмиссии автомобилей и
других самоходных машин, служащий для передачи и увеличения
крутящего момента от карданного вала к ведущим колесам, а
следовательно, и для увеличения тягового усилия.
~ ДЕТОНАЦИЯ наблюдается в поршневых двигателях внутреннего
сгорания с искровым зажиганием и возникает в результате
образования и накопления в топливном заряде органических
перекисей, являющихся первичными продуктами окисления
углеводородного топлива. Если при этом достигается некоторая
критическая концентрация перекисей в смеси, то происходит Д.,
характеризующаяся необычно высокой скоростью распространения
пламени и возникновением ударных волн. При нормальной работе
двигателя пламя распространяется со скоростью 10-20 м/сек, в то
время как при Д. - со скоростью 1500-2500 м/сек. Д. проявляется
в металлических "стуках", дымном выхлопе, вибрации и перегреве
двигателя и ведёт к пригоранию колец, прогоранию поршней и
клапанов, разрушению подшипников, потере мощности двигателя.
~ ДИАФРАГМА, пластина (перегородка) с отверстием (или без него).
Устанавливается, напр., в трубопроводах для замера расхода
жидкости или газа; в гидротехнических сооружениях для придания
жесткости подвижной части гидротехнического затвора.
~ ДИНАМОМЕТРИЧЕСКИЙ КЛЮЧ используют при сборке ответственных
винтовых соединений (приборов, двигателей, и др.). Такие ключи
имеют указатель значения крутящего момента.
~ ДИФФЕРЕНЦИАЛ, название дифференциального механизма в приводе
ведущих колес автомобиля, трактора или других колесных машин. Д.
обеспечивает вращение ведущих колёс с разными относительными
скоростями при прохождении кривых участков пути. Наиболее
распространен Д. с коническими зубчатыми колесами.
~ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ, механизм, в котором результирующее
перемещение равно сумме или разности исходных перемещений (напр.
зубчатые механизмы в транспортных машинах, обеспечивающие
вращение ведущих колес с различными скоростями на поворотах). Д.
м. в приборах, металлорежущих станках обеспечивают малые точные
перемещения или большие силы.
~ ДОМКРАТ, механизм для подъёма тяжёлых штучных грузов при
выполнении ремонтных, монтажных или погрузочно-разгрузочных
работ. Для Д. характерны малые габариты, небольшая масса (обычно
не превышает 1% грузоподъёмности).
~ ЖИКЛЕР, калиброванное отверстие для дозирования подачи жидкого
топлива или воздуха. В технической литературе Ж. называют детали
карбюратора (пробки, форсунки) с калиброванными отверстиями. По
выполняемым функциям и в зависимости от того, в какой системе
карбюратора он установлен, различают Ж. топливный, воздушный,
главный, компенсационный, холостого хода и др. Ж. оценивают их
пропускной способностью (производительностью), т. е. количеством
жидкости (обычно воды), которое может пройти через калиброванное
отверстие в единицу времени; пропускная способность Ж.
выражается в см3/мин.
~ ЗАЖИГАНИЕ в двигателях внутреннего сгорания (ДВС),
принудительное воспламенение рабочей смеси в камере сгорания ДВС.
~ ЗАДНИЙ МОСТ, комплекс узлов самоходных машин (напр.,
автомобиля, трактора), обычно передающий движителю крутящий
момент от карданного вала или коробки передач и вертикальную
нагрузку от кузова (рамы), а от движителя окружные и боковые
усилия на кузов (раму).
~ КАРБЮРАТОР, прибор для приготовления горючей смеси из легкого
жидкого топлива и воздуха для питания карбюраторных двигателей
внутреннего сгорания. Топливо в К. распыливается, перемешивается
с воздухом, после чего подается в цилиндры.
~ КАРБЮРАТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, двигатель внутреннего сгорания (ДВС),
в котором горючая смесь приготовляется карбюратором вне камеры
сгорания (отсюда другое название двигатель с внешним
смесеобразованием) и воспламеняется в камере сгорания свечой
зажигания. Применяются на автомобилях, мотоциклах, катерах и т.
д.
~ КАРДАННЫЙ МЕХАНИЗМ (назван по имени Дж. Кардано), шарнирный
механизм, обеспечивающий вращение двух валов под переменным
углом благодаря подвижному соединению звеньев (жесткий К. м.)
или упругим свойствам специальных элементов (упругий К. м.).
Последовательное соединение двух К. м. называется карданной
передачей.
~ КАРТЕР, неподвижная деталь машин или механизмов (двигателя,
редуктора и др.) обычно коробчатого сечения для опоры рабочих
деталей и защиты их от загрязнений. Нижняя часть К. (поддон) -
резервуар для смазочного масла.
~ КЛЕММА, устройство для присоединения проводов к машине,
прибору, аппарату; винтовой зажим.
~ КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ, состоящий из одного или нескольких колен и
нескольких соосных коренных шеек, опирающихся на подшипники.
Каждое колено К. в. имеет две щеки и одну шейку для
присоединения шатуна. Оси шатунных шеек смещены относительно оси
вращения К. в.. Для уравновешивания К. в. при работе щёки часто
имеют противовесы. К. в. - вращающееся звено кривошипного
механизма; применяется в поршневых двигателях, насосах,
компрессорах, кузнечно-прессовых машинах и тому подобное. В
поршневых машинах число колен К. в. обычно равно числу
цилиндров; расположение колен зависит от рабочего цикла, условий
уравновешивания машин и расположения цилиндров. К. в.
изготовляют из углеродистых и легированных сталей или
высокопрочного чугуна обычно целыми, литыми или коваными. Однако
при использовании целых К. в. невозможно применение подшипников
качения, поэтому иногда К. в. делают составными. По условиям
технологии составными выполняют также крупные К. в. с диаметром
шеек до 1 м. Наиболее просты в изготовлении К. в., у которых оси
всех шатунных шеек находятся в одной плоскости.
~ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, многозвенный механизм, в котором ступенчатое
изменение передаточного отношения осуществляется при
переключении зубчатых передач, размещенных, напр., в отдельном
корпусе (коробке). Применяется в силовых передачах транспортных
машин.
~ КЛАПАН, в технике деталь или устройство для управления
расходом газа или жидкости изменением площади проходного сечения
(напр., дроссельные, предохранительные, регулировочные К.).
~ КОЛЛЕКТОР, название некоторых технических устройств (напр.,
выпускной и впускной К. двигателя внутреннего сгорания).
~ КОММУТАТОР, электромеханическое, электронное или
электронно-лучевое устройство (переключатель, выключатель,
распределитель), обеспечивающее выбор требуемой выходной
электрической цепи и соединения с ней входной цепи. Выбор
производится вручную либо автоматически. Простейшие
электромеханические К. - рубильники, наборы электромагнитных
реле, электромеханические искатели. К. входит в более сложные
устройства, напр. телефонную станцию.
~ КРИВОШИП, звено кривошипного механизма в виде пальца (шипа),
смещенного относительно оси вращения. Палец шарнирно соединяется
с ползуном (шатуном).
~ КРОНШТЕЙН, консольная опорная деталь (конструкция) для
крепления других деталей или узлов машин (сооружений) к стене,
стойке (колонне) и т. п.
~ ЛЮФТ, зазор между частями машины, какого-либо устройства.
~ МАНОМЕТР, прибор для измерений давления жидкостей и газов.
~ МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР, устройство для очистки масла от загрязняющих
его механических частиц, смол и других примесей. М. ф.
устанавливаются в системах смазки двигателей внутреннего
сгорания. Различают несколько типов М. ф.: пластинчато-щелевые,
со сменным бумажным патроном, центробежные и другие. В системах
смазки двигателей наибольшее распространение получили
центробежные М. ф. Загрязнённое масло под давлением поступает в
полость ротора такого М. ф., через фильтрующую сетку подводится
к жиклёрам и выбрасывается из них с большой скоростью.
Вытекающие струи масла создают реактивную тягу, которая
заставляет ротор вращаться. При давлении масла 0,25-0,3 Мн/м3
(2,5-3 кгс/см3) частота вращения ротора достигает 5000-6000
об/мин. Под действием центробежной силы тяжёлые частицы,
засоряющие масло, отбрасываются к периферии и оседают на стенках
ротора. Очищенное масло стекает в маслоприёмник (напр., картер
двигателя).
~ МОМЕНТ ЗАТЯЖКИ можно определить непосредственно в кгс·см с
помощью динамометрического ключа с диапазоном измерения до 147
Н·см (15 кгс·см).
~ ОСЬ, деталь машин и механизмов для поддержания вращающихся
частей, не передающая полезного крутящего момента; бывают
вращающиеся и неподвижные.
~ ПАЛЕЦ, звено кривошипного механизма в виде шипа, смещенного
относительно оси вращения. П. шарнирно соединяется с ползуном
(шатуном).
~ ПАССАТИЖИ, ручной слесарно- и электромонтажный инструмент,
объединяющий плоскогубцы, кусачки для рубки проволоки (в
шарнире), отвертку и другие инструменты.
~ ПЕРЕДАТОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ, отношение угловых скоростей звеньев
механизма (ведущего и ведомого). П. о. ряда последовательно
соединенных передач равно произведению их П. о.
~ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача, имеющая колеса с
перемещающимися геометрическими осями (сателлиты), которые
обкатываются вокруг центрального колеса. Имеет малые габариты и
массу. Используется в грузоподъемных машинах, станках,
счетно-решающих устройствах и т. д.
~ ПЛОСКОГУБЦЫ, клещи, захватывающая часть которых (губки) имеет
насеченные плоские поверхности.
~ ПОДВЕСКА транспортных машин, система механизмов и деталей
соединения опорных элементов (колёс, катков, лыж) с корпусом
машины, предназначенная для снижения динамических нагрузок и
обеспечения равномерного распределения их на опорные элементы
при движении, служащая также для повышения тяговых качеств
машины. Автомобильная П. по конструкции бывает зависимой и
независимой. В зависимой П. жёсткая балка (передняя ось, картер
заднего моста) связывает упругие элементы с колёсами. В
независимой П. имеется специальный направляющий аппарат
(качающиеся рычаги, стойки) для каждого упругого элемента,
связывающего подвешенную часть автомобиля с колесом. Поэтому
правое и левое колёса одной оси имеют самостоятельные
вертикальные перемещения. П. может быть рессорной, пружинной,
торсионной, пневматической. Рессоры обычно применяются в
зависимой П. грузовых автомобилей, а также в задней П. некоторых
легковых. Упругие элементы в виде пружин и торсионов
используются в независимой передней П. легковых автомобилей.
~ ПОДШИПНИК, опора для цапфы вала или вращающейся оси. Различают
П. качения (внутреннее и наружное кольца, между которыми
расположены тела качения шарики или ролики) и скольжения (напр.,
втулка-вкладыш, вставленная в корпус машины).
~ ПОЛУОСЬ, вал ведущего моста транспортных, сельскохозяйственных
и других машин, передающий вращение от дифференциала на ведущее
колесо.
~ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ, простейшее устройство для защиты электрических
цепей и потребителей электрической энергии от перегрузок и токов
короткого замыкания. П. состоит из одной или нескольких плавких
вставок, изолирующего корпуса и выводов для присоединения
плавкой вставки к электрической цепи. Некоторые П. наполняют
кварцевым песком для лучшего охлаждения плавкой вставки и
гашения дуги; иногда П. имеют индикаторы срабатывания. Плоские
вставки имеют зауженные участки, которые расплавляются в первую
очередь. П. включается последовательно в электрическую цепь и
при расплавлении вставки размыкает её.
~ ПРОТЕКТОР, толстый слой резины на наружной части
пневматической шины с канавками и выступами, увеличивающими
сцепление шины с поверхностью дороги.
~ РАДИАТОР двигателей внутреннего сгорания, устройство для
отвода тепла от жидкости, циркулирующей в системе охлаждения
двигателя. Р. состоит из сердцевины (охлаждающей части), верхней
и нижней коробок (бачков) с патрубками. Трубчато-пластинчатую
сердцевину выполняют в виде нескольких рядов латунных трубок
овальной формы, расположенных в шахматном порядке; к трубкам
припаяны ребра охлаждения; трубчато-ленточную сердцевину
составляют из одного ряда плоских латунных трубок с припаянными
к ним пластинами. В верхней коробке находится заливная горловина
с герметически закрывающейся пробкой, имеющей впускной и
выпускной клапаны. В нижней коробке расположен кран для слива
охлаждающей жидкости.
~ РАЗВАЛ КОЛЕС, наклон управляемых колес автомобиля наружу на
угол до 2° от вертикали для компенсации отклонения колес внутрь
при устранении зазоров во втулках шкворней и подшипниках ступиц.
Р. к. облегчает их поворот и разгружает внешние подшипники
колес.
~ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ЗАЖИГАНИЯ, прибор системы зажигания
карбюраторных двигателей внутреннего сгорания, предназначенный
для подачи электрического тока высокого напряжения к свечам
зажигания.
~ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ВАЛ имеет кулачки, которые при вращении вала
взаимодействуют с толкателями и обеспечивают выполнение машиной
(двигателем) операций (процессов) по заданному циклу.
~ РЕДУКТОР, зубчатая (в т. ч. червячная) или гидравлическая
передача, предназначенная для изменения угловых скоростей и
вращающих моментов.
~ РЕЛЕ, устройство для автоматической коммутации электрических
цепей по сигналу извне; состоит из релейного элемента (с двумя
состояниями устойчивого равновесия) и группы электрических
контактов, которые замыкаются (или размыкаются) при изменении
состояния релейного элемента. Различают Р. тепловые,
механические, электрические, оптические, акустические. Р.
используются в системах автоматического управления, контроля,
сигнализации, защиты, коммутации и т. д.
~ САЛЬНИК, сальниковое уплотнение, уплотнение, применяемое в
соединениях машин с целью герметизации зазоров между
вращающимися и неподвижными деталями; осуществляется манжетами,
воротниками и другими деталями, надеваемыми на вал, или
различными набивками (асбестовые, асбестопроволочные,
резинотканевые и др.), закладываемыми в выточки или углубления
(также называемые обычно С.) крышек, корпусов и т. п. деталей.
~ САТЕЛЛИТ, зубчатое колесо планетарной передачи с подвижной
осью вращения.
~ СВЕЧА ЗАЖИГАНИЯ, искровая запальная свеча, устройство для
воспламенения рабочей смеси в цилиндрах карбюраторного двигателя
внутреннего сгорания искрой, образующейся между её электродами.
С. з., ввёртываемая в головку цилиндров, состоит из стального
корпуса с боковым электродом и изолятора с центральным
электродом, на верхней части которого установлена контактная
гайка. Периодически в искровом промежутке между центральным и
боковым электродами создаётся высокое напряжение и проскакивает
искра. Длина юбки изолятора определяет тепловую характеристику
С. з. Короткая юбка обеспечивает хороший отвод тепла от
изолятора к корпусу, и свеча с такой юбкой называется холодной.
С. з. с длинной юбкой называется горячей. Холодные С. з.
применяют при длительной работе двигателя с большими нагрузками
и на повышенном тепловом режиме. Напряжение на центральном
электроде С. з. 10-30 кВ в поршневых и до 16 кВ в реактивных
двигателях.
~ СМЕСЕОБРАЗОВАНИЕ (в двигателях внутреннего сгорания),
образование горючей смеси. Внешнее С. (вне цилиндра)
осуществляется карбюратором (в карбюраторных двигателях) или
смесителем (в газовых двигателях), внутреннее С. форсункой
непосредственно в камере сгорания (напр., в цилиндре дизеля).
~ СТАРТЕР, основной агрегат пусковой системы двигателя,
раскручивающий его вал до частоты вращения, необходимой для
запуска. Основные узлы С. - двигатель, редуктор, устройства
сцепления и расцепления с валом основного двигателя, пусковое
устройство (для С., которые не могут запускаться самостоятельно,
напр., бензиновых, турбокомпрессорных). Могут быть
электрическими, пневматическими, механическими. Электрический С.
представляет собой, как правило, высокооборотный (до 13000
об/мин) постоянного тока электродвигатель.
~ СТУПИЦА, центральная, обычно утолщенная часть колеса, маховика
и т. п. деталей. Имеет отверстие для оси или вала, соединена с
ободом колеса спицами или диском.
~ СЦЕПЛЕНИЕ, сцепная муфта, механизм транспортных машин для
передачи крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания к
коробке передач. С. обеспечивает кратковременное разъединение
вала двигателя и вала трансмиссии, безударное переключение
передач и плавное трогание машины с места. В зависимости от
числа ведомых дисков различают одно-, двух- и многодисковые С.
Устанавливаемые в автомобилях С. обычно представляют собой одно-
или двухдисковую муфту, диски которой сжаты пружинами. Для
обеспечения мягкости включения С. и уменьшения крутильных
колебаний трансмиссии между фрикционными накладками дисков часто
устанавливают плоские пружины, а крепление дисков к их ступицам
производят через упругую муфту с витыми пружинами и т. п.
~ ТАХОМЕТР, прибор для измерения частоты вращения коленчатого
вала двигателя.
~ ТЕРМОСТАТ, прибор для поддержания постоянства температуры. В
интервале температур от -60 до 500 °С применяют жидкостные Т.
(теплоизолированные сосуды с жидкостью, в которой находятся
нагреватель и терморегулятор): спиртовой (от -60 до +10 °С),
водяной (10-95 °С), масляный (100-300 °С), солевой (300-500 °С);
в области от 300 до 1200 °С электрической печи.
~ ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ, расстояние, проходимое транспортным средством
от момента привода в действие тормозного устройства до полной
остановки. Полный Т. п. включает в себя также расстояние,
проходимое за время от момента восприятия водителем (машинистом)
необходимости торможения до приведения в действие органов
управления тормозами. Длина Т. п. пропорциональна квадрату
скорости движения, быстроте срабатывания тормозов, нагрузке,
приходящейся на затормаживаемые колёса, коэффициенту сцепления
колёс с дорогой, а также зависит от реакции водителя. На длину
Т. п. автомобилей большое влияние оказывает состояние протектора
шин и дорожного покрытия.
~ ТРАМБЛЕР, прерыватель-распределитель зажигания, прибор системы
зажигания карбюраторных двигателей внутреннего сгорания,
предназначенный для подачи электрического тока высокого
напряжения к свечам зажигания.
~ ТРАНСМИССИЯ, устройство или система для передачи вращения от
двигателя к рабочим машинам (станкам, мельницам, дробилкам и
др.). Т. называют также всю совокупность передач в тракторах,
автомобилях и других самоходных машинах.
~ ТЯГА, часть машины или сооружения, подверженные растягивающим
нагрузкам. Обычно стержень круглого или прямоугольного сечения,
а также уголкового, таврового или другого профиля.
~ ФЛАНЕЦ, соединительная часть труб, резервуаров, валов и др.,
выполняемая, как правило, заодно с основной деталью; обычно
плоское кольцо или диск с отверстиями под болты или шпильки.
Обеспечивает герметичность или (и) прочность соединения.
~ ЦАПФА, опорная часть оси или вала. Ц. на конце называют шипом,
а в середине - шейкой.
~ ШАРНИР, подвижное соединение деталей, конструкций, допускающее
вращение только вокруг общей оси или точки.
~ ШЕСТЕРНЯ, меньшее колесо сопряженной пары зубчатых колес
~ ШИНА, пневматическая, резиновая или резинотканевая оболочка с
протектором, надеваемая на обод колеса автомобиля и других
колесных машин; обеспечивает сцепление колес с дорогой, смягчает
удары и толчки. Различают камерные и бескамерные Ш.
~ ШТИФТ, цилиндрический или конический стержень для неподвижного
соединения деталей, часто в строго определённом положении, а
также для передачи относительно небольших нагрузок. Для
постановки Ш. детали соединяются и закрепляются. Затем в них
просверливается и развёртывается отверстие, куда и вставляется
Ш. Конический Ш., в отличие от цилиндрического, может
использоваться многократно без уменьшения точности расположения
деталей.
~ ШТОК, обычно цилиндрический стержень (сплошной или полый) для
соединения поршня с ползуном, напр. в паровой машине, поршневом
насосе.
~ ШТУЦЕР, деталь трубопровода или его соединительного узла,
представляющая собой втулку, один из концов которой имеет
внутреннюю или наружную резьбу для крепления к различным
ёмкостям или трубопроводам. Форма другого конца Ш. зависит от
способа присоединения к последующим деталям. Ш. называют также
отрезок трубы небольшого диаметра (10-20 мм) для выпуска.
~ ЭКОНОМАЙЗЕР, приспособление в карбюраторе для обогащения
горючей смеси при полном открытии дроссельной заслонки или
положениях, близких к этому.